Шесть бардо  


1 день
Ретрит 2007, Тбилиси


1 день

Может быть, мы начнём? Я хочу сказать всем вам «Таши Делек». Я очень, очень рад снова встретиться с вами. Я надеюсь, что дела в тбилисской дхарма-группе идут успешно, что вы делаете лучшее, на что способны, хорошо практикуете; и я очень счастлив – большое вам спасибо!
Вот вы называете меня учителем, но почему? Возможно, вы думаете, что я очень хорошо разбираюсь в Дхарме. Но, может быть, сейчас вы понимаете Дхарму лучше, чем я. Так или иначе, мы начинаем изучать особый раздел Дхармы; и этот раздел называется «Учение Бардо».
Когда мы проходим различные состояния, попадаем в различные бардо, в это время нами овладевают определённые желания, определённые устремления. Мы начинаем изучать молитву-устремление бардо, составленную Кункеном Джигме Лингпа, который, как вы знаете, является главным держателем линии преемственности Лонгчен Нингтик.
Что же означает слово «бардо»? Оно переводится, как «промежуточное состояние». Мы, например, говорим о циклическом существовании, о сансаре; и мы также называем сансару «циклом», или «кругом». Это нечто, что повторяется, ходит по кругу; и это и есть сансара.
Кто же вращается в этом колесе сансары, кто постоянно проходит эти циклы? Наше сознание. Только наше сознание. Наше сознание проходит эти циклы: оно рождается, умирает, снова рождается, снова умирает.
И так, из цикла в цикл, сознание проходит разные состояния: оно рождается, какое-то время пребывает, и потом оно приходит к концу. И, дальше, снова рождение, и снова конец – смерть.
Цикл бардо очень легко можно понять на примере 24-х часового цикла. Сначала идёт первый час, за ним второй, и так далее, пока не проходят все 24 часа. Потом цикл повторяется. Каждый цикл существования можно разбить на множество периодов. Но в буддистских учениях в силу определённых причин принято деление на четыре или шесть частей: здесь говорят о четырёх или шести бардо.
Когда наше сознание начинает блуждать в этом круговороте, то нам, может быть, и хотелось бы остановиться, выйти из этого 24-х часового цикла; но это невозможно. Мы не можем выйти за пределы этого цикла, прекратить своё круговращение – это происходит естественным образом. Мы уже устали и говорим: «С нас хватит – это уже слишком!», однако с этим ничего нельзя поделать: 24-х часовой цикл повторяется снова и снова. Но, проходя этот цикл опять и опять, мы должны что-то делать, потому что наше сознание нуждается в счастье и не хочет страдать. Поэтому все сознания, все умы, все живые существа ищут счастья и стараются избежать страдания – не важно, молоды они, среднего возраста или старые, животные это или люди. Все, кто обладает сознанием, хотят обрести счастье и избежать страдания.
Для того чтобы достичь счастья, существует два способа: мирской путь, мирская деятельность; и духовный путь, духовная деятельность. На эти два пути мы возлагаем свои надежды – мы надеемся обрести счастье тем или другим способом.
Совершенно очевидно, что у тех, кто идёт духовным путём, и у тех, кто идёт мирским путём, цель одна – достижение счастья. Занимаясь мирской деятельностью, входя во взаимодействие с другими людьми, все мы стараемся достичь главной цели – стать счастливыми, сделать свою жизнь приемлемой.
В своей мирской деятельности, человек старается сделать лучшее, на что он способен; но ему очень часто трудно достичь приемлемой – спокойной и комфортной – жизни. Кто-то прилагает огромные усилия, использует разные способы, чтобы добиться успеха, но часто это почти ни к чему не приводит. Но есть и те, кому ничего для этого не нужно делать – они автоматически получают всё, что им нужно; и их жизнь спокойна и удобна.
Что касается духовной деятельности, то существует очень много духовных путей. В этом мире их сотни и тысячи, а может, миллионы – это то, что мы обычно называем «религией». Духовные пути связаны с определёнными идеями, владеющими умами. Здесь мы просим, молимся, надеясь, что кто-нибудь поможет нам; но всё это невидимо для глаз, не постигается напрямую. Цель всех духовных путей – это обретение счастья. Нам говорят, что, если мы будем уповать на помощь высших существ, молиться им, то достигнем этого состояния.
Многие думают, что буддизм является одним из таких духовных путей, религий. Но, в действительности, это не так: буддистский путь находится за пределами всех духовных путей, всех религий. Система буддизма располагает особыми техниками, или методами, позволяющими исследовать действительность, понять, что является истинной сущностью всего, и найти причины счастья и страдания. Это и есть основная цель данного пути.
Реализовав истинную природу ума, мы приходим к достижению особого результата – вечного счастья, которое не подвержено изменениям. Это и есть основная цель всех буддистских учений. Поэтому люди, практикующие буддизм, в течение всего этого 24-х часового цикла постоянно прилагают усилия к достижению природы Будды – истинной природы ума. И если мы сможем войти в это состояние истинной природы ума, тогда события 24-х часового цикла не будут оказывать на нас влияния: ум будет оставаться стабильным, работоспособным, свободным от страдания – свободным от всех этих движений.
Природу ума также называют «универсальной основой», потому что всё исходит оттуда – из этой основы. Если мы хотим обрести счастье, то мы должны обрести состояние «универсальной основы» – истинной природы ума. И если мы хотим избавиться от страдания, то мы также должны обрести свою истинную природу
Истинная природа ума неизменна. На неё не оказывают воздействия движения, которые можно определить, как хорошие и плохие. Это и есть истинная природа.
Природа ума, естественный ум, находится за пределами жизни и смерти, за пределами чистого и нечистого.
Возьмём, к примеру, воду. Вода может быть чистой или грязной. Грязную воду можно очистить, а чистая вода может загрязниться. Если бы сущность воды была грязной, то мы никогда не смогли бы её очистить; а если бы сущность воды была чистой, то мы никогда не смогли бы её загрязнить. Но сущность воды всегда остаётся неизменной – она находится за пределами чистого и нечистого.
Подобным же образом, природа ума ни положительна, ни отрицательна – она за пределами этих понятий. Например, иногда наш ум полон отрицательных эмоций, гнева, страдания. Но это состояние не длится вечно. Проходит несколько часов, может, несколько дней, и состояние ума меняется – он становится более счастливым. А иногда наш ум очень счастлив, по-настоящему счастлив – ни одной отрицательной эмоции! И такое состояние тоже не является естественным состоянием ума, потому что и оно не вечно. Природа ума находится за пределами обоих этих состояний, она не подвержена изменениям.
Почему мы говорим, что природа ума является «универсальной основой»? Это означает, что, какие бы движения ни происходили в уме, будь то движение счастья или движение страдания, каким бы ни был ум, позитивным или негативным, всё это не является его истинной природой. Природа ума запредельна всему этому. Движения, возникающие в уме, подобны волнам в океане. Волны могут быть большими или маленькими, но волны – это не океан, а океан – это не волны. Океан находится за пределами всех этих волн.
Почему мы называем природу ума «универсальной основой»? Потому что все мысли исходят оттуда. И поэтому главной целью последователей буддизма является достижение истинной природы ума. А до тех пор, пока мы не обретём истинную природу ума (мы называем её «природой Будды»), до тех пор, пока мы не обнаружим, пока мы не поймём истинную природу своего собственного ума, мы будем пребывать в этом 24-х часовом цикле – у нас просто нет другого выбора.

Подобно 24-часовому циклу, который делится на какие-то определённые периоды, цикл ума делится на четыре или шесть бардо. Как же, находясь в любом из этих промежуточных состояний, в любом из бардо, мы можем достичь нашей естественной природы – природы Будды?
Цикл начинается с первого бардо, которое мы называем «временем жизни», или «бардо жизни». Сейчас как раз мы и находимся в этом бардо. Бардо жизни длится с момента нашего рождения, когда мы покидаем материнское лоно, вплоть до того момента, когда начинается процесс умирания. Это бардо можно сравнить с тем периодом, который начинается ранним утром, когда мы просыпаемся, и кончается в то время, когда мы ложимся спать. В 24-х часовом цикле, это период с раннего утра и до 12-ти часов ночи.
Второе бардо – это бардо смерти. Когда приходит смерть, её невозможно остановить. Наше тело есть результат соединения четырёх или пяти элементов, и в этот момент начинается процесс их распада. Длится этот процесс до тех пор, пока не произойдёт полное отделение сознания от тела. Этот период мы и называем «бардо смерти». Какому же периоду в 24-х часовом цикле соответствует это бардо? Обычно мы засыпаем в 12 часов ночи; но перед тем как окончательно погрузиться в сон, мы испытываем особое состояние, которое длится очень короткое время. Оно подобно состоянию умирания, но гораздо короче последнего. Поэтому бардо смерти можно ещё назвать «бардо, длящимся до начала сновидений». Короче говоря, существует такое промежуточное состояние, которое начинается с момента, когда мы кладём голову на подушку и начинаем дремать, до того момента, когда мы глубоко засыпаем. В это время наши чувства растворяются, сознание угасает, и мы погружаемся в особое состояние, похожее на смерть. Этот краткий период длится вплоть до того момента, когда начинаются сны.
Третье бардо – это бардо дхарматы. С каким периодом 24-часового цикла можно сравнить это бардо? Когда начинается процесс засыпания, наши внешние чувства, или сознания, а именно: сознание глаза, сознание носа, сознание уха, и т.п. – всё растворяется в ментальном сознании. Ментальное сознание растворяется в главном сознании – в универсальной основе; и мы на какой-то момент полностью теряем сознание. Потом возникает особый ветер, ум пробуждается, и начинается сон. Этот очень краткий период мы называем «бардо дхарматы». Почему мы называем его «бардо дхарматы»? Потому что в этот краткий момент наш ум находится в своём естественном состоянии. Мы говорим, что в этот момент ум узнаёт свою истинную природу
Затем идёт четвёртое бардо – бардо становления. Проходя это бардо, наше сознание, не имеющее физического тела, становится поедателем запахов и скитается здесь вплоть до следующего рождения. В обычной жизни, этому бардо соответствует период с того момента, когда начинаются сновидения, вплоть до того момента, когда мы просыпаемся.
Вслед за бардо становления опять идёт бардо рождения, бардо жизни. Одним словом, мы снова просыпаемся, у нас начинается обычный день, и наше сознание начинает новый цикл блуждания по всем этим бардо. Это рождение и смерть, и между ними – 24 часа – период, в течение которого наш ум находится в постоянном движении, пытаясь обрести счастье и избежать страдания. Но, как и что должны мы для этого делать?
Буддистский путь предлагает для этого различные способы и методы: это изучение Дхармы, чтение молитв и выполнение определённых практик – всё то, что помогает нам обрести это неизменное счастье – природу Будды.
Высший, превосходный путь, который нам для этого необходим, – это путь «отречения», «просветлённого ума» (сострадания) и «шести превосходных качеств» (парамит). Эти три мы и называем «высшим путём». Почему мы называем это «высшим путём»? Потому что, следуя этому пути, мы можем достичь состояния просветления, избавиться от страдания, сделать свою жизнь благой. Что касается отречения, то очень важно иметь отречение от сансары. Почему нам необходимо такое отречение? Мы столько раз уже проходили этот 24-х часовой цикл: рождение и смерть, и опять рождение, и снова смерть! Всё происходит так быстро, и нет никакой возможности это прекратить! Мы очень устали от этой гонки и хотим остановиться. Но как это сделать? Вот почему нам нужно отречение от этого циклического существования, от этого бесконечного круговорота.

В цикле нашего существования, нам, конечно, было бы очень неприятно, если бы все 24 часа в сутки мы болели или испытывали другие страдания. И совсем другое дело, если всё это время мы будем счастливы.
Например, временным счастьем может быть обретение красивого, здорового тела. Тело не постоянно, каждую секунду оно меняется; но если мы имеем такое хорошее тело, то, конечно же, оно становится для нас источником временного счастья. Однако человек, достигший истинной природы ума, становится счастливым независимо от того, какое у него тело – красивое или уродливое. Это счастье мы называем постоянным, или окончательным. И в том и в другом случае мы должны знать, какие причины надо зародить, чтобы достичь счастья. Поэтому нам необходимо заниматься поиском и исследованием этих причин – это очень, очень важно! Если мы не будем подвергать свои действия тщательному анализу, то иногда они смогут стать причиной счастья, но в основном будут приносить нам только страдания.
Какой же из периодов 24-х часового цикла, какое из шести бардо наиболее ценно для того, чтобы принести благо себе и другим? Это бардо рождения, или бардо жизни, время жизни. Только в это время мы можем сделать что-то благоприятное, подготовиться к следующему периоду. Это основа, источник всех последующих бардо. Ни в бардо смерти, ни в бардо дхарматы, ни в бардо становления мы уже не сможем реально что-то сделать, потому что в это время мы пребываем в смятении, нам очень трудно и здесь мы в основном сталкиваемся с результатами наших прошлых действий. Поэтому, с буддистской точки зрения, именно в бардо жизни – здесь и сейчас – мы должны что-то делать. Нам советуют: «Торопитесь – сейчас самое время что-то сделать! Ведь время летит, всё каждую секунду меняется. Сегодня жизнь в ваших руках; но никто не знает, что будет завтра. Думайте о непостоянстве всего и спешите делать что-то хорошее, положительное».
Буддисты говорят, что мы обрели счастливую возможность. Конечно, все живые существа попадают в бардо жизни, но далеко не все из них обретают такую возможность. Счастливая возможность заключается в том, что мы обрели человеческое тело и хорошие условия существования. Но и человеческое тело, и хорошие условия существования не постоянны. Это состояние не стабильно – оно подобно пузырьку, который лопается, если к нему притронуться. Поэтому, обретя это состояние и понимая его ценность, мы должны использовать этот шанс – торопиться делать что-то хорошее, создавать благие причины.
Что же хорошего мы можем сделать? Буддистское учение утверждает, что лучшее, что мы можем сделать – это зародить бодхичитту – сострадание. Сострадание – это основа буддистского пути – главного пути, лучшего пути. Сострадание – это источник счастья – как временного, так и постоянного. Сострадание – это причина для обретения просветления. Поэтому, в буддистском учении, мы очень верим в сострадание. И это не простое сострадание. Сострадание Будды – это особое, необычное сострадание.
Что мы понимаем под обычным состраданием? Если кто-нибудь меня спросит: «Есть ли у тебя сострадание?» – я могу ответить: «Да, я обладаю великим состраданием: я обла

Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
День второй
Продолжение дня второго


 
Используются технологии uCoz