Продолжение  

18 свобод прежде всего обозначают, что мы избавлены от 18 несвобод. Что значат 18 несвобод? – Это значит то, что если у нас нет свободы, что у нас нет возможности практиковать Дхарму и что у нас нет благоприятных обстоятельств.
Чтобы практиковать Дхарму нам нужна свобода и мы имеем ее! Что мы подразумеваем под именем свободы? – Например, если бы родились в каком-либо из адов, тогда у нас не было бы благоприятных условий, чтобы практиковать Дхарму. Причина состояла бы в том, что у нас не было бы свободы. В чем заключается смысл несвободы? – Он заключается в том, что у нас нет свободы, нет контроля над страданиями. В адах нет свободы от страданий. В адах есть страдание от лютого холода или ужасной жары. А страдание означает то, что нет возможности практиковать Дхарму.
Поэтому мы должны подумать: «Какое это счастье, что я не родился там, а имею человеческое тело. У меня есть возможность практиковать святую Дхарму и это как раз то, что называется подлинной свободой!»
Если бы мы родились в других областях, например, животными, то у нас не было возможности практиковать подлинную священную Дхарму. Итак, у нас есть человеческое тело или человеческое рождение, которое украшено этими 18 свободами. У нас есть эти 18 свобод, что говорит о том, что у нас есть хорошая человеческая жизнь, благодаря которой мы можем практиковать подлинную Дхарму. Но несмотря на 18 свобод, которыми мы обладаем, нам нужно еще 10 преимуществ. Причина по которой они нам необходимы, состоит в том, что если у нас не будет этих десяти, у нас не будет полных условий, чтобы практиковать священную Дхарму.

Эти десять подразделяются на две части – пять внутренних, которые зависят от нас, и пять внешних обстоятельств. Но все они сейчас есть у нас!
А узнать что это такое вы можете, заглянув в текст книги «Слово моего совершенного Учителя» Посмотрите там, пожалуйста.

Драгоценное человеческое тело, и если с его помощью мы хотим преодолеть океан сансары, то нам необходимы 18 свобод и преимуществ. В тексте сказано «есть лодка», но одной лодки недостаточно. (Ринпоче смеется.) Нам нужна не просто лодка, а очень хорошая лодка. Не все лодки подойдут для того, чтобы пересечь на них океан. Если у вас есть хорошая лодка, тогда у вас будет возможность достичь другого берега.
И сейчас, когда у нас есть наше драгоценное рождение, у нас есть хорошая лодка. И мы должны быть способны сами, а также помочь другим пересечь океан. Мы должны изучать Дхарму и днем и ночью без всяких отвлечений. И если благодаря этим действиям, мы принесем пользу себе и другим, то это называется практикой Бодхисаттв.
Бодхисаттвы тщательно исследуют и анализируют какого рода у них тело. И нам следует поступать таким же образом – исследовать свое тело, анализировать свою жизнь. Наше тело, оно действительно, как, драгноценность. И если бы мы могли бы держать ее (драгоценность) в руках, то мы обращались с ней бережно. Мы укрывали бы ее, стараясь не потерять.
Почему нам надо с вниманием и осторожностью относиься к этой драгоценности, чтобы она принесла нам пользу? – Потому, что когда эта драгоценность исчезнет, тогда слишком поздно будет сожалеть по этому поводу. Слишком поздно будет сожалеть о том, что оно (тело) исчезло.
Карма Лингпа сказал, что теперь когда у нас есть драгоценное человеческое тело, мы не должны терять свое драгоценное время на всякие отвлечения и быть рассеянными. Мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы наша жизнь приобрела смысл. Умение наполнить свою жизнь смыслом это значит практиковать подлинную Дхарму. И это значит практику Бодхисаттв.

И если мы не будем внимательно относиться к этой драгоценности, то она станет попросту ненужной. Некоторые люди даже не осознают насколько драгоценна их жизнь и они используют ее просто так. Если мы будем практиковать Дхарму, тогда мы будем использовать наши жизни по-назначению. Она принесет нам пользу. И поэтому то, что мы имеем человеческое рождение, это очень важно. Вы понимаете чтоэто важно? – Это действительно очень важно, не так ли?!
Есть такое изречение, что форма человеческлй жизни она гораздо лучше, чем форма другой жизни.
Некоторые люди не очень довольны своей жизнью. Они обычно не довольны тем, что к них есть человеческое тело. Благодаря такому неведению, они могут совершать такие неблаговидные поступки как убийство или самоубийство.
Теперь мы знаем что такое человеческая жизнь и мы можем оценить ее значение. Мы можем практиковать подлинную настоящую Дхарму. И мы должны практиковать сострадание ко всем живым существам. Мы должны быть очень счастливы от того, что нам посчастливилось обрести Драгоценное человеческое тело и более того, мы можем практиковать подлинную Дхарму.
Если мы не будем практиковать подлинную Дхарму, тогда возможно, что в будущем нам будет очень трудно обрести человеческое рождение (тело). Поэтому нам надо поразмышлять и порассуждать о том, насколько драгоценно (наше) человеческое рождение. И теперь второй стих:

На родине, привязанность к друзьям и родственникам вздымается как волны исполинские, а ненависть к врагам жжет как яростый огонь.
Мрак неведенья и тупость преобладает над всем, и мы,
Увы, не можем понять того, что правильно, что - нет,
А для того, чтобы оставить эту родину нам Бодхисаттвы практика нужна.

Когда Бодхисаттвы впервые начинают практиковать Дхарму, они стараются увидеть, откуда происходит сансара и откуда происходит нирвана. И они понимают, что сансара берет начало от привязанности и отвращения. Привязанность и отвращение это своего рода причины сансары. Что мы называем привязанностью? – Привязанность означает, что мы любим тех, кто близок нам и мы испытываем к ним расположение. Ненависть и отвращение говорят о том, что мы не любим наших врагов. И в тексте сказано, что привязанности «вздымаются как огромная волны», а ненависть «сжигает как
яростный огонь». На самом деле они корень одного и того же – корень сансары. Если у нас есть сильная привязанность или сильное отвращение, тогда мы забываем о благих действиях, которые должны совершать, а также мы забываем о неблаговидных поступках, которые нам следует избегать. И тогда огромное неведение и сильные разрушительные эмоции возникают в нашем уме. И по этой причине говорится «оставить родину свою», но в этом случае это не означает того, что мы покидаем дом или страну. На самом деле то, что нам нужно оставить, это наши привязанности и отвращения, которые коренятся в нашем собственном уме.
И теперь, когда в данном контексте, мы покинули свою страну, что нам (теперь) делать? – Нам надо постараться избавиться от привязанности и отвращения, которые кореняться в нашем уме. И если привязанность и отвращение более не присутствуют в нашем уме, тогда у нас остается одиночество или уединенное место (по-англ. ритрит). (Читает третий стих.)

Когда неблагоприятные места покинуты и клеши постепенно исчезают,
Тогда нет больше отвлечения и растерянности, и наши позитивные деянья растут естественным путем.
А так как наша осознанье становится все ярче и яснее
То постепенно возрастает доверие к священной Дхарме,
И можно положиться на одиночество – вот практика для Бодхисаттвы.

Так как нам удалось избежать неблагих деяний, то наши клеши и разрушительные эмоции постепенно исчезают. И когда в нашем умственном потоке эти разрушительные эмоции уменьшаются, тогда естественным образом возникают благие мотивы и мы в большей степени становимся способными совершать благородные поступки. И когда наша ригпа или наша осознанность становится необычайно яркой и ясной, тогда мы становимся более отзывчивыми и можем практиковать Дхарму! В тексте говорится отом, что мы можем довериться одиночеству.
Если мы можем изолировать себя от привязанности и от отвращения – от этих неблагих отношений нашего ума, тогда все другие негативные отношения нашего ума естественным образом сойдут на нет. И тогда наша ригпа - наша осознанность станет ясной и чистой. И постепенно мы станем более отзывчивыми, более чуткими.
В тексте использовано слово «пемба?», что означает одиночество или уединенное место ритрита. Но это может так же означать покой, спокойствие и пустотность. Мы должны изолировать свой ум. И как мы изолируем свой ум? – Прежде всего мы изолируем свой ум от воздействия таких эмоций как привязанность и отвращение. И если мы изолируем свй ум от от привязанности и отвращения, тогда естественным образом все негативные действия нашего ума уменьшаются, а позитивные – возрастают.
Иногда, если мы действительно являемся практиками, наш собственный дом может стать большим препятствием. Здесь в тексте говорится, что если мы останемся в своем доме, тогда наши отрицательные эмоции могут стать очень сильными и разрушительными. И есть разного рода разрушительные эмоции, например такие как гордость, зависть, ревность и ненависть. И что является корнем всех этих разрушительных эмоций? – Их корнем является привязанность и отвращение. Если у нас есть привязанность и отвращение, тогда у нас есть надежда и страх. У нас есть надежда на то, что нам нравится и у нас есть отвращение к тому , что нам не нравится. И если у нас есть большие надежды (планы) и страхи (от того, что им не суждено будет сбыться), тогда нам пожалуй лучше всего уйти в одинокое, изолированное место - ритрит. Нам действительно бывает необходимо уединение! И если мы придем в такое уединенное изолированное место, где кроме нас самих не будет никаких других живых существ - диких зверей (ринпоче смеется) волков, медведей. Если мы окажемся в таком одиноком месте и проведем там некоторое время, тогда наш ум естественным образом будет иметь разные переживания. И такие переживания и реализации проявятся в нашем уме самым естественным образом. В одиночестве наш ум самым естественным образом ясно поймет то, как надо практиковать. Он поймет каков он есть на самом деле и что такое происходит. Иногда нам действительно очень необходимо одиночество и мы нуждаемся в уединенном изолированном месте.
По сути дела, то что нам нужно сделать, это изолировать свой ум от (тревожащих эмоций) привязанности и отвращения. И если мы все таки пойдем в какое-то одинокое место, то какого рода переживания и реализации могут возникнуть в нашем уме? – Вот таким совершенно естественным для самих себя образом мы придем к такому важному понятию как непостоянство. (Читает четвертый стих.)

Расстанемся с друзьями близкими, с которыми так долго были вместе.
Исчезнут все богатства и владения, добытые с таким трудом.
Мой ум (сознанье) - мой гость, покинет приют, оставив тело позади.
Уменье отказаться от этих отношений – вот практика для Бодхисаттвы.

И если мы действительно хотим заниматься практикой Бодхисаттв, тогда нам нужно больше размышлять о том, что такое непостоянство. Все вокруг нас по своей природе непостоянно. Когда непостоянство придет, это значит что мы должны будем растаться с семьей, с которой провели долгое время вместе. Когда непостоянство придет, нам придется оставить это тело, с которым мы существовали. И это говорит лишь о том, что нам нужно как можно скорее приступить к практике подлинной Дхармы. Если мы не будем выполнять практики подлинной Дхармы, мы не знаем когда по нам ударит непостоянство. Это может случиться довольно скоро. Но прежде чем это случится нам нужно практиковать подлинную Дхарму. В действительности говоря, мы все по своей природе непостоянны. Мы не можем сказать, что кто-то из нас постоянен и в этом мире мы навряд ли найдем какую-либо вещь,
Которую можно назвать постоянной. Непостоянство реально. Непостоянство безусловно придет. Занимаем ли мы высокое или более низкое положение, независимо от этого каждый из нас подвержен непостоянству. И нам действительно нужно понять, что все явления (феномены) внутреннии или внешнии – все они непостоянны.
Например, вам в голову может придти мысль, что я постоянен, и из этого вы сделаете вывод о том, что ваша жизнь не имеет смысла. Это означает, что вы слишком цепляетесь за свое я и вы считаете свое эго постоянным. В особенности когда мы молоды, у нас естьидея о том, что мы никогда не умрем, что мы постоянны. И когда кто-то говорит отом, что люди умирают или что они подвержены смерти (непостоянству), - мы не верим этому. Тогда мы думаем: «Я постоянен. Уж кто-кто, а я не умру.» Если у нас есть идея о том, что мы никогда не умрем, что мы постоянны, - она приносит нам вред и отдаляет от вступления на путь истинной Дхармы.
Если мы вступили на путь Дхармы и думаем о том, что мы постоянны, - это является большим препятствием для нашей практики Дхармы. Имея такие убеждения, мы придем к тому, что не сможем практивовать Дхарму. И поэтому нам важно на самом деле понять, что такое непостоянство.
Если мы не понимаем, что такое непостоянство, тогда мы начинаем сражаться. И когда мы сражаемся - мы ссоримся, спорим . Как мы начинаем сражаться? – Мы начинаем ссорится и спорить со своей семьей, с соседями, со всеми местными людьми. И это все происходит из-за иде. Которая не оставляет нас – идеи, что я постоянен. В особенности мы очень часто спорим и вносим раздор в наши семьи. Бодхисаттвы очень хорошо понимают что такое непостоянство. Они никогда не спорят и не ссорятся с близкими людьми или с членами их семьи.
Например, если в нашей семье случится старая, хорошая драка. (Ринпоче смеется.) Если в нашей семье случится обыкновенная, добрая драка, и если завтра кто-то вдруг исчезнет или станет непостоянным (как традиционно говорят по-тибетски), тогда мы почувствуем раскаяние и нам станет очень жаль. И тогда наш ум будет полон печали и возможно что мы заплачем, но это нетрадиционный путь Бодхисаттв.
Теперь мы подошли к пониманию того, что такое путь или практика Бодхисаттв. Нам необходима практика непостоянства. Мы можем медитировать над таким явлением как непостоянства и в результате этого мы перестанем вносить раздор и ссоры в наши семьи.
Как медититровать и практиковать непостоянство? – Например, если в нашей семье возникает ссора и сильный гнев, тогда нам нужно немедленно заняться медитацией о непостоянстве. Как только мы вспомним о непостоянстве, мы можем перейти к другому – к терпению.
Мы можем выбрать в качестве практики терпение. (Например, мы не будем высказывать свое мнение, когда об этом нас не будут просить.)
Ведь мы не знаем когда по нам ударит непостоянство, может случиться такая ситуация, что завтра мы быть может не увидим свою семью, и тогда у нас в уме не должно возникнуть сожаления по этому поводу. По природе своей все что когда-то соединилось вместе, рано или поздно должно разъединиться.
Мы не должны чувствовать никакого сожаления. А пока мы находимся вместе мы не должны между собой сражаться. И поэтому мы должны медитировать и практиковать о таких понятиях как непостоянство.Есть ли у вас еще какие-либо вопросы?

Вопрос: Как мы можем практиковать сострадание, если еще не достигли природы ума?

Ответ: То что мы подразумеваем под сосраданием, на сегодняшний день значит то, что мы обладаем Добрым Сердцем. Что такое Доброе Сердце: - Это обозначает того, кто думает пользе и благе для других существ.

Используются технологии uCoz