комментарии Гарчена Ринпоче
37 практик Бодхисаттв

37 Практик Бодхисаттвы
Составлены Нголчу Тхогме Ринпоче с некоторыми комментариями
Его Преосвященства Гарчена Ринпоче

Введение
“ Все страдания приходят от желания своего собственного счастья
Совершенные Будды рождаются из мысли о помощи другим. ”
37 Практик Бодхисаттвы - текст, написанный Нголчу Тхогме Ринпоче (1295 – 1369) о махаянской практике развития бодхичитты и проживании своей жизни как бодхисаттва. Вместе с переводом работы Тхогме приведены записанные устные комментарии данные Его Преосвященством Гарчен Тринтулом Ринпоче в Ратна Шри Дхарма Центре Малайзии. Они были переведены на английский Арчая Тампхелем и записаны Тензином Чедраком.
Его Преосвященство советовал студентам читать текст, написанный Тхогме Ринпоче ежедневно и обдумывать значение этих практик бодхисаттвы.
Я поклоняюсь своими тремя дверьми
Моему учителю и защитнику Ченрезигу,
Кто, видя отсутствие всех феноменов, приходящих и уходящих
Концентрирует свое усердие на благо живых существ.
Совершенные Будды, источник всего благополучия и счастья
Вырастают из выполнения великолепных учений
И зависит это от знания практик.
Итак, я далее дам объяснения практик Бодхисаттв.
В этих открывающих строфах объяснена сущность всех феноменов, как приходящих, так и уходящих. Это означает, что когда Будды реализуют всеведение, они узнают настоящую природу всех феноменов и не обнаруживают абсолютно никакой разницы между буддами и чувствующими существами. Для тех, кто пребывает в состоянии буддовости отсутствует концепция выхода из сансары или возвращения в сансару
Конечно, для действий на относительном уровне (для того, чтобы учить и приводить к просветлению живые существа) существует разница между Буддами, которые появляются в сансаре для помощи нам из сострадания и живыми существами, которые все еще блуждают в сансаре.
(Ченрезиг является Бодхисаттвой Сострадания и, следовательно, символизирует всеобщность работы Тхогме Ринпоче, комментируемой здесь).
1. Получив этот редкий корабль свободы и удачи
Слушай, думай и медитируй непоколебимо и днем и ночью
Для освобождения себя и других из океана циклического существования.
– Это практика Бодхисаттв.
В первом четверостишье обсуждается драгоценность человеческой жизни. Только обладая человеческой жизнью можно наиболее эффективно практиковать дхарму.
2. Привязанный к тому, кого любишь, ты размешан как вода.
Ненавидя своих врагов ты горишь как огонь
В темноте заблуждений, ты забываешь что принять, а что отбросить
Откажись от своей родины – Это практика Бодхисаттв.
Просветленные учителя, такие как Будды или даже Джецун Миларепа через свои песни выражали (доносили), что чувствующие существа скитаются в этом мире. Они застревают в сансаре из-за ненависти испытываемой к врагам и привязанности к тем, кто рядом и дорог нам.
Когда кто-то живет и продолжает вращаться в этой цепи привязанностей и отвращений, то он будет оставаться в сансаре и будет испытывать еще большие страдания. Для освобождения из коловорота сансары необходимо пребывать в состоянии равностности.
Это означает не привязываться ни к тем, кто нам близок и дорог, ни к тем на кого мы рассержены и ненавидим среди врагов.
Мы не должны в буквальном смысле оставлять или отрекаться от нашей ассоциации с родиной в целом, но мы можем, по крайней мере, распознать привязанность и гнев как нечто болезненное и негативное. Как только у нас появляется это знание и мы осознаем его в течении жизни, то это очень похоже на отречение от родины. Тот, кто не осознает этой глубокой мудрости будет оставаться в неведении и продолжит скитаться в сансаре.
3. С избеганием плохих объектов беспокоящие эмоции постепенно ослабевают
Без отвлечения, благая деятельность естественным образом увеличивается
С чистотой ума, убежденность в ученье возрастает
Развивай уединенность – Это практика Бодхисаттв.
Третье четверостишье легко понять, просто требуется практика и усиленная работа для достижения добродетели и стабильной медитативной практики без отвлечений. Поэтому Ринпоче не углубляется далее в эту тему.
4. Любя кого-то с кем долго сохранял отношения все равно будешь разлучен
Богатство, с трудом накопленное будет оставлено
Сознание – гость покинет гостиницу этого тела.
Оставь прежнюю жизнь – Это практика Бодхисаттв.
Четвертое четверостишье касается истины непостоянства. Все с чем мы сталкиваемся в этой жизни – непостоянно. Природа всего преходяща (мимолетна). Материальные объекты, богатство, друзья и родственники – все абсолютно будет разлучено с нами. Наша жизнь – это как иллюзия и ее явления очень временны. Для практикующих Махаяну, эти факты необходимо снова и снова созерцать, вспоминать и держать в уме.
5. Покуда остаешься в их обществе твои три яда крепнут
Твои способности слушать, думать и медитировать ослабевают
И они заставляют тебя терять твою любовь и сострадание
Откажись от плохих друзей – Это практика Бодхисаттв.
Пятое четверостишье касается связей и общения с товарищами. Привязанность и гнев ущербны, всегда негативны, они не могут быть позитивны совсем. Даже если кто-то критикует вашего учителя или гуру вы не должны позволять развиться гневу и ненависти по отношению к нему или к ней. Ненависть – это причина страдания и не имеет значения каковы были предпосылки для ее возникновения, последствия всегда будут хуже.
В повседневной жизни мы должны научится как преодолевать гнев. В наши дни парни и девушки живут вместе как друзья, что конечно является результатом их кармы. Однако позднее, когда они находят ошибки и видят недостатки друг друга, они позволяют развиться гневу. Затем, для того чтобы освободится от этого гнева и болезненных последствий их взаимоотношений парень и девушка просят друг у друга прощения. Это не решение!
Разрешить эти ситуации возможно только одним способом – если вы научитесь изменять настрой своего ума от ненависти к любви. Преобразуя ум из состояния ненависти в состояние любви практикующий со временем начинает понимать, что гнев – корень всех проблем. В сложных взаимоотношениях необходимо воспринимать своего партнера, как кого-то, кто учит тебя терпению. Когда взаимоотношения становятся раздражающими, практикуй терпение. Не позволяй развиться гневу и ненависти.
Если люди практикуют подобным образом, их проблемы могут быть трансформированы во что-то позитивное и это поможет им расти духовно. Это как яд, который превращается в лекарство.
6. Когда ты полагаешься на них, твои ошибки заканчиваются
И благие качества вырастают как прибывающая луна
Лелей духовных учителей даже больше, чем собственное тело
– Это практика Бодхисаттв.
Это шестое четверостишье совсем легко понять. Об учителях и гуру необходимо проявлять заботу и уважать их даже больше, чем себя. Никто никогда не должен отворачиваться от них.
7. Связанный сам в темнице циклического существования
Какой мирской бог может дать тебе защиту?
Поэтому когда ищешь прибежища, принимай прибежище в
Трех Драгоценностях, которые не предадут тебя.
– Это практика Бодхисаттв.
Седьмое четверостишье касается прибежища, духовного прибежища. Высшее прибежище – это Три Драгоценности - Будда, Дхарма и Сангха. Только в немирских божествах, которые вышли за пределы сансары, таких как особые защитники и такие личности как Будда, мы можем принимать духовное прибежище.
8. Победитель сказал, что все непереносимые страдания плохих перерождений
Это плод неблагих деяний
Поэтому, даже ценой своей жизни, никогда их не совершай
– Это практика Бодхисаттв
Восьмое четверостишье касается кармы, чьих-либо действий или деяний и их результата или последствий. В этой жизни все личные страдания возникают как результат десяти неблагих деяний. Эти неблагие деяния – убийство, воровство, распутство, которые происходят на физическом уровне; ложь, клевета, использование грубых и оскорбительных слов, а также пустая болтовня, которые происходят из речи и наконец алчность, намерение причинить вред другим и ложное воззрение, которые относятся к ментальным неблагим деяниям.
Эти неблагие действия и мысли приводят к нашему опыту страдания. В буддийских писаниях говорится, что о том, что мы делали в прошлом можно судить по нашему сегодняшнему положению и о том, что нас ожидает в будущем по тому, что мы делаем сейчас.
Например, если кто-то совершил много убийств в прошлых жизнях, то будет иметь короткую человеческую жизнь. Если в прошлых жизнях кто-то был скряга или очень скупой, то в этом рождении проживет жизнь в бедности. Если в прошлых жизнях кто-то был очень лживым, жадным и ревнивым, тогда болезни и другие условия возникают, как кармический результат.
Исходя из этого очевидно, что наши собственные негативные эмоции являются причинами наших собственных страданий, мы должны начать немедленно работать с ними и попытаться рассеять их из нашего ума.
В трех низших уделах (животные, голодные духи и обитатели адов) испытывают невероятные страдания и эти три нижних удела относятся к трем основным омрачающим эмоциям: гнев, привязанность и неведение. Если мы хотим избежать перерождения в этих состояниях существования мы должны рассеять эти три негативных эмоции из нашего ума.
Великий йог Тибета Джецун Миларепа утверждал, что гнев это корень и причина низких перерождений. Даже ценой своей жизни нельзя позволять развиваться гневу в уме. Если придерживаться этой точки зрения у практикующих, конечно может возникнуть много вопросов, таких как: а что случится, если кто-нибудь пытается убить меня. Должен ли я защищать себя или просто сидеть, позволив кому-либо убить меня?
Факт таков, что если у кого-то карма быть убитым, не важно как много гнева он выразит или разовьет при этом, не важно как сильно он рассержен на врагов, не важно, сколько душевного страдания он переносит, он все равно умрет. И если у кого-то нет кармы умереть, то он не будет убитым.
Таким образом, нет реальной или практической причины для развития гнева. Когда гнев вырастает в уме, он способен разрушить все заслуги и хорошие семена, которые мы, как хорошие практикующие, аккумулировали в течении долгих жизней. Гнев разрушает бодхичитту. Бодхичитта – это нить, за которую мы держимся до тех пор, пока не достигнем просветления. Но гнев обрывает эту нить и мы падаем. В тот момент, когда возникает гнев, он разрушает связь со всеми нашими духовными практиками.
По этой причине гневу, никогда нельзя позволять возникать в уме. Если кто-нибудь распознает гнев, как яд, позвольте гневу утихнуть. Это четверостишье текста Тхогме имеет очень большое значение. На него необходимо обратить особое внимание и рассмотреть более подробно. Гнев разрушает корень добродетели.
Что такое корень добродетели? Это любовь, сострадание и бодхичитта.
В нашей жизни мы живем с родителями, друзьями и детьми и взращиваем нашу любовь по отношению к семье. Но как только у одного из нас однажды возникает гнев эта любовь в семье разрушается. Таким образом гнев разрушает корень добродетели и заслуги. Самый же превосходный вид заслуг и добродетели это развитие относительной и абсолютной форм бодхичитты. Только через тренировку себя в относительной бодхичитте, которая суть любовь и сострадание мы можем реализовать абсолютную бодхичитту, которая является достижением просветления.
Эго - наше подтверждение существования постоянного себя, требующее постоянного удовлетворения, это абсолютная противоположность любви и состраданию; это противоположность пути Махаяны. Пока ум занят играми эго, любовь и сострадание полностью не могут возникнуть в уме.
Понять это можно на простом примере. Если зеркало покрыто пылью и полностью загрязнено, то в нем невозможно увидеть отражение. Если вытереть всю пыль и грязь и сделать поверхность чистой, все сможет отражаться в этом зеркале.
Аналогично, если усердно не культивировать любовь и сострадание ко всем живым существам, абсолютная форма бодхичитты не сможет быть реализована практикующими. Это как мертвый человек, в духовном плане конечно, если у него полностью отсутствует любовь, сострадание и бодхичитта.
Тело буквально бесполезно, даже если имеет все части и органы чувств, тогда это просто труп.
Таким же образом духовные практики и достижения становятся бессмысленными и никакие реализации невозможны без бодхичитты.
Эго, которое загрязняет ум, может быть уничтожено только посредством любви и сострадания, цель которых приносить пользу другим. У многих из нас гнев и привязанность обычно возникают часто. Но если практикующий может распознать и заметить их сразу, то в момент когда вы видите их как нечто негативное, они перестают быть проблемой. Этот гнев и привязанность умрут и остынут, как только вы начнете понимать, что они корень несчастий. Это начало совершенных качеств бодхичитты. Даже если гнев возникает, любовь и сострадание могут его распознать и останутся активными.
9. Как роса на кончике травинки
Удовольствия трех миров
Длятся только мгновенье и затем исчезают.
Стремись к неизменному высшему состоянию свободы
– Это практика Бодхисаттв
В нашем мире мы пытаемся получать удовольствие и радость посредством чувственных удовольствий и объектов. Этот тип радости и удовольствий просто временный, привязанность к этим внешним формам разрушит вас. Эти так называемые удовольствия настолько временны, что не имеют абсолютно никакой ценности, чтобы привязываться к ним. Это выглядит как жизнь, которая на самом деле сон. В состоянии сна, пока мы спим, мы испытываем счастливые моменты и тогда мы ошибочно принимаем это за нечто правдивое, реальное, настоящее.
Такого же типа отношения мы оставляем пока предполагаем, что бодрствуем в течении дня. Мы испытываем многочисленные удовольствия и потворствуем пяти чувствам. Потом мы верим, что они реальны и становимся привязанными к ним (и развиваем ненависть к тем, кто прерывает удовольствие наших пяти чувств и ощущений).
Это ошибка, поскольку природа этих внешних объектов и удовольствий непостоянна, как иллюзия или сон.
Все удовольствия, которые мы получаем от чувственных объектов, закончатся страданием. Если скушать что-нибудь сладкое и ядовитое, это определенно будет приятным на вкус.
Но вы отравитесь, после того, как это съедите.
Все мирские удовольствия выглядят очень привлекательными и интересными вначале, но в конце омраченные живые существа начинают ожидать от них постоянного счастья, привязываясь к чувственным наслаждениям. Это все равно, как болея чесоткой, очень сильно скрести и чесать кожу, то на какое-то время можно получить успокоение. Но это только усилит болезнь. Таким же образом если мы ищем временных мирских удовольствий и пытаемся очень сильно заполучить их, то это приведет к еще большим ошибкам. Будды и Бодхисаттвы не ожидают счастья от мирских удовольствий.
Сейчас мы рождены как человеческие существа и имеем много приятных и счастливых моментов. Но если ожидать слишком многого и начать привязываться к ним, страдания неизбежны, потому что, в сущности, эта жизнь не свободна от рождения, старения, болезни и смерти, как и от страданий голода и жажды.
Если мы подумаем о чистых землях Б

Используются технологии uCoz