|
|
|
Окончание 2 главы Комментарий Гьятрула Ринпоче
Главным моментом здесь является то, что необходимо заснуть без какой-либо ментальной фиксации или привязанности, продолжая осознавать букву А в своем сердце и не позволяя другим мыслям вторгаться в промежуточный период между засыпанием и сновидением. Благодаря удержанию осознания буквы А мысли лишаются возможности вмешиваться в тот момент, когда человек естественным образом входит в пустотное, ясное, открытое пространство. Обычно люди, не выполняющие никакой практики и подверженные иллюзии, засыпают таким образом, что их ум просто затуманивается и поглощается тьмой. Из-за того что ум оказывается затуманенным этой тьмой, сновидения становятся бессмысленным потоком воссоздания прошлых событий и привычных концепций и т. д., что не приводит ни к чему иному, как к новым концептуализациям. И так бесконечно. Или же состояние глубокого сна может оказаться состоянием поглощения тьмой. Человек, который практиковал и который достиг осознания ясного света или природы ума, пусть даже в небольшой степени, будет иметь переживание, подобное скорее солнцу, сияющему в ясном небе - все будет освещено сияющим светом и будет отличаться высокой ясностью, при этом он будет свободен от привязанности и полон радости. Это переживание человека, который посредством этого метода достиг успеха в правильном засыпании.
Существует небольшая разница между осознанием ясного света в состоянии легкого сна и глубокого сна. Если вы заснули, осознавая букву А, если ваш сон легок, и все учения остались, как они есть, вы входите в состояние переживания ясного света, но из-за того, что ваш сон очень легкий, все еще остается небольшая привязанность. Если же вы попадаете в состояние глубокого сна с осознанием ясного света, никакой концептуализации или привязанности вообще не будет, и это будет переживание глубокого медитативного погружения в природу пустоты, являющей собой природу ясного света.
Из этой внеконцептуальной сферы ясного света вы ощутите свое спонтанное проявление в форме божества. По мере того как осознание природы своего «я» как божества растворится в открытом, пустотном пространстве ясного света, вы возникнете вновь как воплощение чистой божественной формы. Благодаря постижению пустотности и ясности произойдет естественное проявление иллюзорной божественной формы. И затем начнут возникать бесчисленные проявления как самого практикующего, так и других форм как выражение ясного света, свободное от каких-либо ментальных затемнений. Данное переживание наделено качествами пустотности, ясности и блаженства.
Третье слияние - это слияние с промежуточным состоянием, или бардо. Это бардо рассматривается как переживание, аналогичное тому, которое имеет место перед наступлением вашей следующей жизни. Как гласит оригинальный текст: «Если во время ночной практики ты сможешь познать единство иллюзорного тела, сновидения и промежуточного состояния, представь игру дхар-макайи через постепенное растворение в конечном ясном свете смерти. Представь все самовозникающие видимые проявления как выражения иллюзорной самбхо-гакайи. Наблюдай пустотность и отсутствие истинного существования входных путей и тренируйся таким образом в проявлении нирманакайи».
Здесь вы начинаете тренировку с тем, чтобы подготовиться к промежуточному состоянию, которое являет собой состояние после вашей смерти. С глубокой уверенностью вам следует размышлять о том, что все видимые проявления иллюзорны - и это подобно тому, что вы все время делали до сих пор. Либо вы можете размышлять ночью (имея в виду видимые проявления сновидения): «Я осознаю, что промежуточное состояние является таковым, я узнаю его». Осознайте свои сны и размышляйте так: «Все эти видимые проявления относятся к промежуточному состоянию». В процессе осознавания сновидения представьте, что оно является не чем иным, как промежуточным состоянием, бардо. Затем утвердитесь в глубоком убеждении, что вы выполните все те указания, которые получили от вашего духовного наставника относительно промежуточного состояния, и направьте свой ум на практические наставления относительно промежуточного состояния во время сновидения. Если вы не потеряетесь в своих сновидениях и сможете осознать их, то вы также сможете осознать и промежуточное состояние. Несомненно, вы сделаете это. Вместо сновидения вы будете осознавать то, что будет являться для вас промежуточным состоянием. Людям, обладающим острым интеллектом и высокими способностями, нет необходимости тренироваться в этом, поскольку они и так достигнут освобождения в этой жизни посредством силы, обретенной через выполнение дневной и ночной практики. Им не нужно размышлять о промежуточном периоде, поскольку освобождение для них наступит раньше этого времени. Люди со средними способностями смогут наблюдать тот факт, что они умирают, смогут непосредственно контролировать этот процесс и войти в растворение в ясном свете. Это переживание ясного света будет полностью соответствовать их практике, и из него они проявятся уже в иллюзорном теле единства в промежуточном состоянии.
Однако те, кто способен вызвать проявление иллюзорного тела единства в промежуточном состоянии, должны иметь в виду, что даже во сне и в сновидениях они имеют переживание ясного света промежуточного состояния. Благодаря медитации согласно практическим наставлениям, полученным от своих духовных учителей, во время смерти они будут пребывать в ясном свете, воспринимаемом как блаженное переживание пустоты. Во время смерти их умы переживут слияние ясного света-матери и ясного света-дитя. Эти два ясных света вновь соединяются, подобно тому как ребенок запрыгивает на колени матери, и когда они соединятся и станут единым переживанием, наступит освобождение.
Теперь что касается людей с низшим уровнем чувствительности, которые пока не могут достичь освобождения описанным путем. Можно выделить три категории таких практикующих. Люди высшего уровня низших способностей будут медитировать на неразрывном единстве иллюзорного тела сновидения и промежуточного состояния. Благодаря постоянному поддержанию полноты внимания в течение большей части времени как днем, так и в сновидениях они настолько овладеют практикой, что во время смерти будут иметь следующее переживание: в момент смерти произойдет обычное растворение, при котором объективные проявления шести сознательных состояний, такие как визуальные формы и т. д., растворятся в органах, а элементы тела вновь растворятся в основных элементах вселенной - земли, воды, огня, воздуха и пространства.
Во время этих стадий растворения и когда процесс грубой концептуализации прекратится, видимые проявления растворятся все сразу, одновременно, в тот момент, когда белое семя опустится в сердце. Затем, когда в сердце поднимется красное семя, произойдет растворение бескрайнего пространства. И, наконец, когда красное семя и белое семя сольются воедино, произойдет растворение, именуемое «близким достижением», и ум войдет в бессознательное состояние. И тогда человек, выполнявший эту тренировку (относящийся к высшему уровню низших способностей) войдет в ясный свет. В ясном свете он осознает природу дхармакаии и то, что все видимые проявления возникают как самбхо-гакайя. Затем из самбхогакайи - благодаря силе молитв и обету освободить все живые существа - возникнет нирманакайя. Здесь возникновение нирманакайи представляет собой намеренное направление сознания на то, чтобы получить воплощение исключительно во благо живых существ. И это будет проявлением силы деятельности, основанной на заботе о других.
К людям среднего уровня низших способностей относятся те, кто еще не достиг очищения трех видений, чтобы постичь их как иллюзорную природу, сновидение и промежуточный период. Не сумев очистить эти три видения, они не познают иллюзорную природу реальности, заключающей в себе иллюзию, сновидения и промежуточное состояние. Без такой тренировки они не смогут осознать, что все видимые проявления являются иллюзией. Поэтому, покидая эту жизнь, они не смогут достичь освобождения в ясном свете в момент смерти. Они попадут в бардо подлинной реальности, где опять начнут возникать феноменальные проекции. Именно здесь они начнут вспоминать свою тренировку в только что прожитой жизни, и у них возникнет ощущение очень сильного разочарования по отношению к этим видимым проявлениям. Хотя они не в состоянии осознать истинную природу этих проявлений, интенсивность разочарования, которое они переживут, не даст им привязаться к ним. Затем они начнут молиться о том, чтобы получить освобождение в бардо подлинной реальности, и, используя силу молитв и тех учений, которые они получили во время жизни в теле, а также собственное осознание того, что перед ними предстает, они будут размышлять так: «Я уже умер, я мертв. Я нахожусь в промежуточном периоде. У меня больше нет моего тела, мое тело мертво, и я его отбросил. Я являюсь ментальным телом, путешествующим в бардо. Сейчас мне нужно молиться о том, чтобы получить освобождение. Я должен молиться, чтобы осознать, что природа всех этих видимых проявлений является природой божества самбхогакайи». И в этом состоянии молитвы, когда возникает чистое осознание и ум сливается с природой видимых проявлений, наступает освобождение.
Человек низшего уровня будет ощущать страх в промежуточном периоде во время возникновения видимых проявлений и призраков, он не сумеет войти в единство с присутствием самбхогакайи. У такого человека будет очень сильное стремление к тому, чтобы найти место для нового рождения. Это стремление возникает из-за порожденной подверженностью иллюзии основной привычки, которая заключается в привязанности к желанию и спариванию. Ум оказывается привязанным к силе этого влечения. Если ум сильнее привязан к отцу, то человек родится девочкой, если к матери, то это приведет к рождению мальчика. Люди низшего уровня имеют на этом этапе бардо позитивные добродетельные впечатления, поскольку они выполняли духовную практику в своих прошлых жизнях. В момент проявления сильного привычного желания у них может возникнуть мысль: «О, я умер! Я мертв! Я нахожусь в бардо». Вместо того чтобы испугаться, они могут далее размышлять так: «Да, я мертв. Я являюсь ментальным телом в бардо. Если я получу рождение из-за сильного желания и сексуального влечения, это будет причиной великих страданий. Именно по этой причине я рождался уже множество раз. Это все игра самсары, и теперь я должен изменить ее. Это мой последний шанс». В этот момент, если молитвы были направлены на то, чтобы родиться в чистой земле и оказаться в присутствии Будды Амитабхи или любого другого будды, который наиболее близок человеку, прежде, чем произойдет зачатие для следующего рождения в цикличном существовании, наступит освобождение в нирманакайе (воплощение намеренного проявления).
В этот момент возможны три различных варианта, которые также соответствуют уровню ментальной тренированности и развития человека. Здесь люди с высшей степенью чувствительности, т. е. те, кто так или иначе постиг идею пустоты, поскольку они овладели этим пониманием природы пустоты, могут закрыть двери, ведущие к новому рождению. Если обычные видимые проявления прекращаются, это один из путей к остановке колеса рождений, происходящих в обычном смысле. Люди со средним уровнем чувствительности осознают в этот момент, что все видимые проявления являются их собственными проекциями и не обладают истинным независимым существованием. Они достигают понимания того, что все проявления есть лишь игра иллюзии и входят в осознание всех форм как божества, всех звуков -как мантры, всех мыслей - как возникновений в уме изначальной мудрости. Это три состояния ваджры. В этом осознании дверь к обычному рождению оказывается закрытой. Люди с низшим уровнем чувствительности вспоминают свое безгрешное поведение и принятие прибежища в прошедшей жизни.
Например, если человек был посвящен, он может вспомнить те хорошие привычки, которые способны противостоять негативным тенденциям. Основываясь на этом, человек может затем размышлять так: «Вместо того чтобы принять обычное рождение, я отправлюсь в чистое царство». Если человеку посчастливилось получить и с успехом выполнить практические указания по переносу сознания (от своего духовного наставника в последней жизни), то тогда может быть использована техника, известная как ПХОВА. В этот самый момент пребывания в бардо сознание будет перенесено в чистое царство.
И тогда из этого чистого царства (Сукхавати, рай Амитабхи или какое-либо иное) будет получено освобождение. Попав в чистое царство, не возвращаются больше в цикличное существование, и постепенно достигается освобождение. Даже человек с небольшими способностями может достичь освобождения таким образом. Посредством тренировки можно достичь погружения в слияние этими различными путями. Если этот уровень не достигнут, очень важным по-прежнему остается взращивание в себе веры и преданности по отношению к духовному наставнику, а также стремление к развитию чистого видения путем трансформации окружающего мира и его компонентов в чистое царство и иллюзорное проявление божества. Это совершается путем постоянного напоминания себе о том, что нет никакого истинного независимого существования какого бы то ни было аспекта субъективных или объективных видимых проявлений. Такие сильные ментальные отпечатки рано или поздно приведут вас к состоянию освобождения. И тогда будет абсолютно возможным то, что освобождение произойдет во время промежуточного состояния одним из описанных путей.
В завершение оригинальный текст предлагает молитву, которая гласит:
«Снова и снова поддерживай в себе полноту внимания и рассматривай окружающий мир и его обитателей в виде дворца и божеств в нем. В конце концов ты сможешь возникнуть как иллюзорное тело, но в промежуточном состоянии ты будешь иметь личную свободу. Получив из уст учителя и сохраняя знания, имеющие глубинный смысл, а также практические указания, с постамента своих чувств я буду вращать колесо дхармы во славу удачливых учеников. Пусть, обретя все это, все живые существа очистятся от двух типов затуманивания и от всех ментальных отпечатков, и пусть без всякого труда и быстро достигнут они изначального осознания ясного света и иллюзорного тела».
|