Оригинальный текст Лочена Дхарма Шри

Вместо введения

Многие из вас непоследовательны и непостоянны как в своей практике, так и в жизни в целом, вы проходите многочисленные взлеты и падения, что напоминает действие качелей. Основная причина, по которой это происходит, состоит в том, что у вас нет фундамента, на котором можно было бы создать стабильность. Вам не удалось возделать чистое поле, ваш ум, который вы могли бы затем применить для выполнения практики. Лучше всего это сделать посредством предварительной тренировки. Многие люди даже после десяти лет практики обнаруживают, что не достигли большого прогресса и что перед ними по-прежнему масса препятствий и сомнений. Единственная причина этого в том, что им не удалось подготовить поле ума, то есть они не выполнили предварительные практики, прежде чем двигаться к более высоким, более продвинутым техникам, которые ум просто не в состоянии воспринять.

Освобождение от сущностной иллюзии
Замечания к письменным указаниям относительно Достижения Ума Ваджрасаттвы посредством сновидений
Ом Свасти!
Посредством освобождения осознающего и осознаваемого в бескрайнем самоосознании
Непреложная энергия-ум ясного света (раскрывается) в виде иллюзорного божества.
Выражая глубокое почтение наставнику и духовному руководителю Ваджрасаттве,
Изложу суть наставлений по осознанию и трансформации снов.
Краткое указание относительно этапов Достижения Ума Ваджрасаттвы содержит две части - подготовительный этап и собственно практику - воплощение сути учений о сновидениях на практике.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Во-первых, следует очистить свой ум посредством предварительных практик.
Начинать следует с размышлений о трудности обретения этой жизни, являющейся великим даром. Развивайте в себе осознание непостоянства, размышляя следующим образом: «Сейчас я получил такую жизнь, но я, несомненно, умру, и неизвестно, когда наступит час смерти». Следует признать тот факт, что независимо от того, где вы рождаетесь в этом цикличном потоке существования, какое положение вы занимаете -высокое или низкое, - все здесь в конце концов ведет к неудовлетворенности. Осознавая, таким образом, что все это бессмысленно, с помощью чувства сильного разочарования обретите контроль над своим умом.
Представьте, что вы обитаете в царстве полнейшей чистоты. Прямо перед собой визуализируйте высокий и широкий трон своего духовного наставника в лице Ваджрасаттвы, обладающего природой сразу всех объектов прибежища. Размышляя: «Если я и все другие живые существа, опасающиеся страданий цикличного существования, стремимся к получению прибежища, святой духовный наставник знает об этом», - примите прибежище. Принимая все живые существа в бесконечном пространстве за своих собственных родителей, которые так добры к вам, наполните свое сердце всепоглощающим состраданием. Вызывайте в себе дух пробужденное™, размышляя следующим образом: «Я освобожу все живые существа от страданий и помогу им достичь полного пробуждения. Для этого я буду практиковать медитацию на своем духовном пути».
На макушке головы визуализируйте своего духовного наставника, обладающего природой всех объектов принятия прибежища, и с чувством глубочайшего почтения, наполняющего ваши глаза слезами, молитесь со всей искренностью, чтобы вы могли осознавать свои сны и посредством практики могли их преобразовывать. И, наконец, представьте, как ваш духовный наставник сливается со светом и растворяется в вас, начиная с макушки головы, после чего визуализируйте свое тело принимающим пустотную форму Ваджрасаттвы, состоящую из ясного света. Находясь в состоянии безгранично свободного осознания и не отвлекаясь, поместите свой ум в иллюзорную природу видимых проявлений, не препятствуя их возникновению.
ПРАКТИКА
Осознание сновидений
В течение дня, не допуская отвлечений,
Поддерживайте в себе осознание,
Что иначе как в виде ментальных отпечатков
(Явления) не существуют.
Все формы видимых проявлений,
Как негативных, так и позитивных,
Подобны сновидению,
Хотя воспринимаются как внешние явления.
Не допуская отвлечений,
Непрерывно и с полной искренностью
Поддерживайте бдительность
И осознание (этой истины).
Отправившись в уединенное место, со всей искренностью развивайте в себе чувство глубокого разочарования по отношению к непостоянству, смерти и страданиям цикличного существования. Взращивайте в себе всепоглощающее сострадание, размышляя следующим образом: «Все явления подобны иллюзии, лишенной истинного существования, но эти живые существа не знают этого и таким образом продолжают блуждать в потоке цикличного существования - осторожно!». Как и раньше, со всей искренностью молитесь своему духовному наставнику с такими словами: «Пусть я осознаю свои сны и буду выполнять практику иллюзорного тела состояния сновидения», - и, исполнившись глубочайшего почтения, рассматривайте окружающие вас видимые проявления, которые кажутся имеющими субстанцию, как покрытые вуалью видения, лишенные истинного существования. Эти объекты, кажущиеся хорошими или дурными, так же, как и все ментальные состояния разделения их на положительные или отрицательные, воспринимаются благодаря силе обманчивых проявлений, образующих впечатления в нашем уме. Кроме этого, нет ни единого атома, который бы существовал на самом деле.
Размышляя: «Эти (вещи) кажутся видимыми проявлениями, но на самом деле они не существуют», - помните о том, что ничего не существует вообще, и воспринимайте (события) как сновидения. Добейтесь, таким образом, однонаправленного медитативного осознания: «Я сплю. Это видимое проявление является сновидением. Это иллюзия. Несомненно, я сплю». После этого размышляйте так: «Смерть кроется во всех видах деятельности - ходьбе, лежании, сидении, принятии пищи и так далее. Пусть будет, что будет, это не имеет значения». Не оставляя видения своего духовного наставника, поддерживайте в себе искреннее почтение. С особой силой придерживайтесь мысли: «Я сплю. Это движение также является сновидением».
Если вы будете постоянно практиковать таким образом, то все время в течение и после формальной медитации видимые проявления будут восприниматься вами как лишенные истинного существования. Далее поместите свое сознание в состояние, свободное от каких-либо концепций вообще, не фокусируя его ни на чем. Затем направьте свой ум на все видимые проявления самого себя и других и размышляйте так: «Все это лишь видимость. Этого нет на самом деле». И с особой силой, не отвлекаясь ни на что другое, развивайте ощущение: «Я сплю. Все эти видимые проявления являются лишь сном».
Вечером, направив все свое усердие
На изучение сути наставлений,
Ложитесь спать с твердым намерением
Осознать свои сны.
Пусть ваши действия будут неторопливы и спокойны,
Что же касается ума:
(Представь) в сердце своем безупречно белую букву А ( ),
От которого исходят разноцветные лучи света,
Растворяющие самсару и нирвану в этом свете,
И затем раствори их в А.
Засыпай, сохраняя ясное видение,
Подобное свету луны на безупречно чистом небе.
Несомненно, ты увидишь много снов,
И они будут ясными.
Вечером, перед тем как заснуть, медитируйте на своем гуру и молитесь с искренним почтением: «Пусть сегодня ночью мне приснится много снов - ясных снов, хороших снов - и пусть я осознаю, что это будут сны», -или: ««Пусть я осознаю свои сны».
Готовьтесь ко сну, не допуская никакой спешки, чтобы не потревожить свои энергии и каналы. Что касается тела, засыпайте в позе со скрещенными ногами, в позе «мудреца» или в позе «спящего льва», на правом боку, поддерживая голову рукой и обратившись лицом на север. В своем сердце, предстающем в ясной пустоте вашего тела, имеющего божественную форму, визуализируйте, не позволяя уму отвлекаться, белую букву А, имеющую природу чистейшего света. Поддерживайте в себе состояние глубочайшего почтения к своему духовному наставнику и сильное стремление вспомнить свои сны. От буквы А исходят пятицветные лучи света, подобные сиянию радуги, и они пронизывают собой все видимые проявления. Размышляйте: «Все они являются сном». Представляйте, что эти лучи света растворяют в своем сиянии видимые проявления всех явлений в самса-ре и нирване, и размышляйте о них как о сновидении. Затем представьте, что они втягиваются обратно и растворяются в букве А в вашем сердце. Направьте свое внимание на букву А, подобную сияющему облику луны, восходящей на ясном небе. Направьте весь свой ум на ясную букву А, но не привязываясь к ней. Засыпая таким образом, вы увидите много ясных снов и вы осознаете их, размышляя: «Это - сон».
Здесь могут быть два вида переживаний. Осознание приятного сновидения порождает мысль «Это - сон» и множество периодов глубокого сна. Осознание сновидения, грубого по своему качеству, влечет за собой кошмары, такие как падение со скалы или преследование собакой, а также понимание: «Это - сон». Если вы не осознали сновидение как таковое, то, проснувшись, размышляйте так: «Я видел такой-то сон, но не осознал его», -после чего медитируйте над иллюзорной природой явлений. Выразите намерение: «Теперь я непременно осознаю свое сновидение», - затем медитируйте, как описано выше, и засыпайте.
Если вам по-прежнему не удается осознать сновидение, попробуйте следующее.
Утренний период можно разделить на первые проблески зари, рассвет и восход солнца. Итак, вам следует проснуться рано утром, так, чтобы вы могли еще немного поспать. Примите необходимую позу тела и с полной искренностью медитируйте, как сказано выше. Когда наступит один из трех утренних периодов, находясь в одной из трех поз, с максимальной ясностью медитируйте, как сказано выше, но не привязываясь. Засыпайте, не позволяя ни одной посторонней мысли отвлечь вас. Если говорить вкратце, благодаря силе постоянного осознания сновидения (природы явлений) в течение всего дня как во время медитации, так и после нее, когда вы будете засыпать вечером, грубые видимые проявления состояния бодрствования исчезнут. Прежде чем вы погрузитесь в глубокий сон, будут наблюдаться так называемые мысли между засыпанием и сновидением, слабый звук в ушах, ощущение того, что тело оцепенело и как бы вдавлено в темноту, а также глубокое дыхание. Сразу же после того, как возникнет ощущение онемения в точке между глазами, возникнут неясные, смутные мысли о людях, окружающей обстановке и т. д. Они и являются причиной сновидений, так что если вы осознаете их - что будет подобно вдеванию нитки в игольное ушко, - вы будете продолжать видеть сон. В это время, не открывая глаза, втяните свою «вытекающую энергию» обратно и направьте внимание на сновидение, не позволяя ему рассеиваться и перейти в состояние бодрствования.
Человек, обладающий достаточными способностями, может выполнить практику подобным образом. Если вы практикуете таким образом много раз и все же не осознаете своих сновидений, это значит, что ваш ум оказался рассеянным. Бывает четыре вида такого рассеивания: 1) пустое рассеивание, как результат отсутствия намерения видеть сны; 2) встревоженное рассеивание, когда снов много, но вы не осознаете их как таковые; 3) пробуждающее рассеивание, когда вы просыпаетесь, как только осознали сновидение, и 4) летаргическое рассеивание, когда сразу же по осознанию сна вы теряетесь в обычном сновидении и попадаете в замешательство. Если одно из этих рассеиваний происходит постоянно и уже вошло в привычку, то вам необходимы практические наставления по их устранению, и их вы можете получить непосредственно из уст учителя.
Тренировка
Тренировка в трансформации сновидения.
Когда ты осознал (сновидение) таким образом,
Размышляй о том, что видимые проявления во сне
Можно трансформировать как угодно.
Из одного объекта можно сделать множество,
Множество - уменьшить до одного.
А миролюбивых и гневных
Можно превратить друг в друга.
Как только вы достигли стабильного осознания своих сновидений, вам следует тренироваться в их трансформации. В качестве противоядия от привязанности к чему-либо как к единственному и непреложному вам следует тренироваться в том, чтобы из одного сделать множество. Медитируйте на своем гуру, молясь о том, чтобы вы могли тренироваться в трансформации снов. Затем, представляя, что все видимые проявления, предстающие перед вами днем, являются сновидениями, рассейте любую привязанность к ним как к реальным. Размышляйте: «Я уснул. Все эти видимые проявления относятся к сновидению. Поскольку видимые проявления сна не являются существующими на самом деле, их можно трансформировать любым способом». Размышляя таким образом, тренируйтесь в том, чтобы передвигать грубые и тонкие проявления живых существ и других объектов окружающего мира в одну и другие стороны, превращать одно в множество, постепенно сводить множество в одно, превращать столбы, горшки и т. д. в живые существа - как в людей, так и в животных; обитателей окружающего мира - в столбы, горшки и т. д. по своему усмотрению, превращать миролюбивых в гневных и гневных в миролюбивых и так далее. Увеличивайте и превращайте что угодно и как угодно. Ночью осознайте сновидение как таковое и, используя воображение, как описано выше, увеличивайте количество объектов по своему желанию и изменяйте их всевозможными способами.
Тренировка в постижении иллюзорности
Если в то время как вам снятся такие вещи, как огонь, наводнение и высокие обрывы, возникает страх, мешающий вашей практике, спокойно принимайте все, что бы вы ни увидели, размышляя так: «Я уснул. Мое настоящее тело лежит на кровати, а это тело является телом сновидений и ментальных впечатлений. Эти видимые проявления также являются проявлениями сновидения. Поскольку сновидения на самом деле не существуют, являясь иллюзией, меня не может сжечь огонь или унести наводнение». Поддерживая в себе ощущение спокойного принятия, войдите в бушующий огонь и наводнение и поймите со всей убедительностью, что сновидение иллюзорно.
Далее размышляйте так: «Сновидения - это обманчивые видимые проявления ума, а мой ум пуст». Понимая это, пребывайте в медитативном состоянии осознания неразрывного единства угрожающих видимых проявлений и вашего собственного ума.
Тренировка в освобождении от иллюзии
В чистых и нечистых сферах
Раствори существа и иные явления
И наблюдай их способ существования.
Практикуй таким образом
И примени это к ночному времени.
Что бы ты ни увидел, используй свое воображение.
Тренировка в освобождении от иллюзии для развития благородных качеств подразумевает установление объективных видимых проявлений. Человек может наблюдать нечистые сферы, включая места обитания богов и людей, а также все царства ада и т.д. Ученик может получить духовные наставления в чистом царстве Сукха-вати от таких будд, как Амитабха, а также он может встретить своих духовных наставников, где бы они ни были, и также получить от них указания. Исполнившись желания наблюдать чистые и нечистые сферы, а также увидеть, как существуют их обитатели, медитируйте на гуру и молитесь, чтобы вы могли установить объективные видимые проявления.
В течение дня направляйте свое внимание на различные царства бытия, которые вы желаете наблюдать, и на различные духовные учения,


Продолжение

Используются технологии uCoz
Используются технологии uCoz