Мысль Просветления - это доброе сердце  

Перевод с английского учений Дзогчен Раняк Дза Патрула Ринпоче, посвященное книге Патрула Ринпоче «Сердечное Сокровище Просветленных» (Ом Мани Падме Хум Шри). Учение проходило в Хелсинки в декабре 2004 года.


Итак, Римпоче хотел бы начать этот вечер с того, что линия передачи имеет очень большое значение.
Будда говорил, что все временное и окончательное счастье происходит от ума, и когда мы реализуем нашу природу Будды, тогда эта реализация помогает нам достичь временного и окончательного счастья.
А так, как линии передачи является средством, посредством которого мы можем реализовать нашу природу Будды, то надо обращаться с ней бережно.
Опять же, мы должны быть очень осторожны по отношению к линии. И первое, на что мы должны посмотреть, это определить, является ли она чистой или нет. Потому что все что мы получим от линии, и мы должны получить из чистого сосуда, мы должны получить правильную передачу из линии, мы должны получить ее всю целиком, и то, как мы ее получим, также очень важно для нашего блага, так как благодаря этому мы сможем получить и реализовать нашу природу Будды. И это делается не только для нашего блага, так как посредством этого мы можем участвовать в этой линии и передавать ее другим. Если мы не получили всю линию правильно и целиком, тогда мы не сможем поддерживать линию и не сможем передать ее другим, не сможем принести пользу другим людям.
Если мы посмотрим на линии передачи в Тибете и посмотрим на то время, когда буддизм пришел в Тибет, - то Будда, который пришел в Тибет, это был Гуру Римпоче. И в третий раз, когда Гуру Ринпоче посетил Тибет, _ Лама был совершенен, Ученик был полностью совершенен и Линия была совершенна, - а так как все было таким совершенным, то можно было быстро достичь полной реализации посредством учения и не требовалось много времени. Можно было стать настоящим Буддой очень быстро.

А если мы посмотрим на ситуацию сейчас, то даже если мы будем прилагать много усилий и усердия в течение дней, месяцев и лет, то результат не всегда будет достигнут, и почему же это так? - Если мы вспомним историю, которую накануне рассказывал Римпоче, про лекарство из которого вынули один ингредиент и заменили его другим, то оказалось что лекарство потеряло свою силу, то же самое может случится и с линией.
Гуру Римпоче Падмасамбхава сказал, что линия очень важна и поэтому будьте очень осторожны с линией, не надо с ней шутить.
Это надо для того, о чем Римпоче уже сказал, – сама линия воплощает силу и помощь практикующим. Благодаря линии существует связь с силой, благодаря линии приходит помощь и умение использовать средства, благодаря которым мы можем реализовать нашу природу ума. Но как объяснил Римпоче, если линия передается неправильно и неполностью, то это как в примере с лекарством, - рецептура составляющих (ингредиентов) в лекарстве нарушена, лекарство недейственно, - тогда в линии нет силы, и не только это важно, но более того, она стала вредна. Она утратила способность приносить благо живым существам, она приносит им вред.
Итак, если мы хотим реализовать свою природу Будды, нам нужна линия. И линия может прийти к нам различными путями (способами). И первый способ – через постижение истиной природы – посредством воззрения – через слушание и размышление; второй способ - через медитацию – это происходит посредством инструкций, наставлений. И третий способ – получение благословений, когда нам передают эти благословления. Это три способа, благодаря которым линия может прийти к нам.
Итак, если мы идем по пути слушания и размышления, по отношению к воззрению, тогда человек приходит к пониманию своего внутреннего осознавания, то есть ригпа, своей природы Будды. И как же это приходит? Это приходит через человека, например, когда один человек говорит с другим, через разговор, советы, устно. Так же этот человек может показать некоторые жесты, движения тела. Итак, через опыт, через слушание и видение человек получает наставления или возможность реализовать в конце концов свою природу Будды.
Также существует возможность реализовать свою природу Будды через путь медитации, основанной на наставлениях и идя по этому пути, получая инструкции о том, как поддерживать свое тело, о различных позициях тела; или же в отношении глаз - как смотреть, как пристально смотреть; или по отношению к уму - как ум должен медитировать или каким он должен быть - и так постепенно благодаря медитации человек может реализовать свою природу Будды.
Затем есть еще один путь, - передача посредством благословения. Человек хочет реализовать свою природу Будды, но у него нет должного усердия, он немного ленив, не слишком умен*, но у него есть большая преданность, вера и уверенность в своем Ламе, в своем Коренном Учителе. И тогда может произойти мгновенная передача линии посредством благословения – это то, что входит в третий способ передачи. И в этом случае вся линия передается в одно мгновение от Совершенного Мастера к Совершенному Ученику. При этом Лама должен быть совершеным во всех отношениях, должна существовать связь между учителем и учеником благодаря полной преданности и тогда может произойти передача всей линии.
*Переводчица говорит: - Извините, одна поправка, я не поняла, я сказала что человек «не слишком умен», но Римпоче сказал, что – «очень умен».
Все это было о линии.

Теперь Римпоче ответит на Ваши вопросы.

Вопрос: Что делать в случае, если ты нашел учителя, он ведет тебя по пути и затем обнаруживается, что в линии существуют какие-то проблемы, о которых ты не знал раньше, существуют какие-то политические мотивы, то есть было большое доверие к учению, к линии, и оно действительно перевернуло все мышление, а потом вдруг обнаружилось, что в линии есть проблемы. Что лучше будет сделать в этом случае, быть может поменять линию?
Ответ: Очень хороший вопрос.
Конечно, это может произойти, но Римпоче хочет напомнить, что в самом начале мы должны все хорошо проанализировать. И как же нам это сделать? - Если мы посмотрим на то, что происходит в Европе, то увидим, что здесь присутствует много разных линий, разных учений и лам, но на самом деле нет возможности сделать выбор. На самом деле мы многого не знаем о линиях, мы не знаем кто эти ламы, и какие они. И все, что мы можем сделать в этой ситуации – это слушать как можно больше учений Дхармы, и совсем не обязательно делать наш выбор уже в самом начале. И, конечно, может происходить движение, выбор одной линии вместо другуой, - но что важно для нас при этом изменении, так это то, что мы не покидаем (учение Дхармы) полностью, не выбрасываем все. Мы не должны быть настроены негативно по отношению к одной линии, а затем брать другую и чувствовать себя позитивно (настроеным) по отношению к другой.
Что является самым важным качеством Будды? Это чистое восприятие. Чистое восприятие очень важно. И важно, чтобы это относилось к линии, в которой мы участвовали и важно, и чтобы мы сохранили это чистое восприятие в том случае, когда перешли в другую линию. У нас должно быть чистое восприятие этих линии. Итак, конечно могут быть изменения, но не должно быть отвержения и принятия, не должно быть положительного отношения к одной и отрицательного отношения к другой, должно быть чистое чувство к тому, что мы восприняли. Римпоче также говорит, что у нас есть свобода выбора. И все зависит от того, куда направлена наша преданность, мы можем это выбирать. Если мы соблюдаем чистое восприятие тогда, что бы не принесла наша карма, и к какой бы линии не привела наша преданность, мы можем выбирать.

Вопрос: Какие аспекты делают линию нечистой?
Ответ: Говоря о нечистой линии мы имеем в виду разрушение линии. И какие же элементы могут это вызвать? Прежде всего это когда кто-то привносит в линию свои собственные идеи, второе это секретные обеты или самая нарушаются и особая связь между ламой и учеником нарушаются и третье - другие вещи, которые приносятся извне и смешиваются с линией, например, в чашку воды или чая попадает грязь и смешивается с ним. Итак это некоторые способы посредством которых линии портятся и Римпоче говорит, что самое важное и самое сильное из перечисленного, то есть самое вредное это второе – нарушение самая.

Итак это некоторые способы посредством которых линии портятся и Римпоче говорит, что самое важное и самое сильное из перечисленного, то есть самое вредное это второе – нарушение самая.
- Живя здесь, на темном севере, мы встречаем многих тибетских мастеров и мы не знаем, у кого есть чистая линия и у кого нет
- Как уже Римпоче говорил ранее, мы не должны принимать наши решения в самом начале. Мы должны быть очень благодарны тем, кто помог нам открыть дверь Дхармы, мы имеем в виду тех, кто приезжал и говорил с нами о Дхарме и через этих людей мы вошли в Дхарму, но для нас необходимо также войти в связь с линией этого человека. Конечно, мы ученики, люди, которые учаться, то есть мы можем слушать, смотреть, изучать далее, помимо слушания и смотрения мы можем читать биографии, мы можем читать истории и таким образом мы можем понять.
- И как человек вверяется линии, мастеру? Посредством самая или что-то другое?
- Да, когда человек принимает этот священный обет, самая, он получает связь с линией. И конечно, добавляет Римпоче, он может быть нарушен и это значит, что человек выходит из соглашения, когда кто-то делает что-то в противоречие с обетом, он нарушает связь. Например, если мы приняли обет Бодхисаттвы, и у этой клятвы есть два аспекта – прежде всего – не наносить вреда другим существам и второе приносить им благо, и если мы не приносим благо и если мы вредим, то таким образом мы нарушаем обет и нарушаем связь с линией. И затем, другой пример самайи связанной с ваджраяной – если у нас есть такой обет, то самое важное – сохранять чистое восприятие, если мы этого не делаем, мы нарушаем связь с линией, и что же мы подразумеваем под чистым восприятием? Это значит, что мы должны видеть все как чистое. И как же мы воспринимаем? – через пять чувств и это означает, что все, что мы видим, должно видеться чистым, все, что мы слышим, должно восприниматься как чистое и то же самое для обоняния, осязания и тактильных ощущений. Это не то как мы воспринимаем один объект или аспект как чистый и другой как нечистый, не должно быть разницы, мы должны воспринимать все как чистое.
Это все на сегодняшний вечер.

Сегодня нам понадобится то, на чем писать и чем писать, так что приготовьтесь.
Во – первых, мы должны записать то, что Римпоче нам говорит. Итак, когда мы учим или слушаем или практикуем, все что мы ни делаем, нам нужна добрая воля. Мы также можем назвать это добрым сердцем и это – Бодхичитта.
Итак, зачем нам это надо? Что мы называем Бодхичиттой? Это главная практика. Это самое сердце Дхармы. Это окончательная реализация. Вот почему она нам нужна. И когда мы сеем ее, развиваем и держим в своем уме – все это достижение блага существ, это мысль о достижении блага существами. И тогда мы слушаем и размышляем. Что же такое в Дхарме, что мы слушаем и размышляем? Сегодня это «Сердечная драгоценность просветленных» - практика воззрения, медитации и действия. Рассуждение, которое является добродетельным (эффективным) в начале, середине и конце.
Итак, первая часть «Сердечной драгоценности просветленных». Это относится к сутре и тантре и являеся собранием всех их в одном. Почему «Сердечная Драгоценность Просветленных» является также практикой? Когда возвышенные существа хотят достичь буддовости, они должны практиковать. Учение называется «Сердечная Драгоценность Просветленных» потому что среди практик она как сердце. И это в отношении трех –воззрения, медитации и действия. Когда человек хочет достичь буддовости он должен практиковать. Эта практика имеет 3 аспекта – воззрение, медитацию и действие. Какую бы практику мы не делали, она требует трех вещей – воззрения, медитации и действия. И это называется добродетельным размышлением. Оно называется добродетельным, потому что практика является добродетельной, взгляд добродетельный и медитация добродетельна. Это причина почему учение называется добродетельным размышлением. Затем есть упоминание начала, середины и конца. Что это значит? В начале рассматривается что такое воззрение, медитация и действие – и это добродетельное размышление об этом, в середине рассматривается воззрение, медитация и действие и это добродетельное рассуждение об этом и в конце рассматривается воззрение, медитация и действие и это добродетельное рассуждение об этом. Это добродетельное рассуждение в начале, середине и в конце. Есть одна особенность в этой истиной Дхарме – что же это? Истинная дхарма добродетельна в начале, середине и конце. Но что есть добродетель? Мы можем понимать это как счастье, как нечто благоприятное. И какова причина, почему учение добродетельно в начале? Оно называется добродетельным потому что при практике в самом начале это лекарство против негативных эмоций. И причина почему оно добродетельно в середине – негативные эмоции уменьшаются; добродетельна в конце, потому что негативные эмоции могут быть полностью уничтожены. Поэтому учение называется добродетельным. Это все было сказано о названии.
И теперь все слышали и поняли название. Когда текст называется комментарием, есть 3 главные части текста. Первая – название, вторая – сам текст и третье – заключение. Сейчас Римпоче объяснил название. И теперь мы посмотрим на главную часть – текст. Эта главная часть делится на 2 части – первая – предварительная часть и вторая – главная часть. Предварительная часть содержит буквальные ответвления, меньшие части комментария. В этом тексте 3 предварительных стиха - 1,2,3 стихи.
Прежде всего давайте посмотрим на 1 стих. Он может быть назван - выражение почтения или молитва. Второй – уменьшение гордости; эта часть содержится во всех комментриях – уменьшение гордости. Это гордость, которую уменьшает тот, кто написал этот комментарий – автор. И третий – это обязательство. Я буду делать это и буду делать до тех пор, пока оно не окончится. Итак, мы посмотрим на первый стих – выражение почтения . Здесь две части. Вы должны записать перевод этих стихов.

Намо Локешварая!
1. Если бы хоть единственная капля нектара твоего имени попала мне в уши,
Они бы преисполнились звуком Дхармы на бесчисленное число жизней.
Чудесные Три Драгоценности, сияние вашей славы
Да принесет совершенное счастье повсюду!

Здесь есть 2 выражения почтения – титульному божеству и трем драгоценностям. Первое выражение почтения – Намо Локешварая , если перевести, означает поклон или почтение великому господину мира и этот великий господин – Ченрези или Авалокитешвара. Причина почему мы простираемся и выражаем почтение этому господину мира? Потому что он вбирает в себя сострадание всех Будд трех времен – настоящего, прошлого и будущего. Причина почему Ченрези так называют – тот, кто смотрит – смотрит своими глазами – почему он так называется? – потому что он взял обязательство смотреть на всех существ в начале в середине и в конце самсары до тех пор пока самсара не будет исчерпана, днем и ночью, всегда. Первое – е


Продолжение

Используются технологии uCoz