|
|
|
Продолжение главы 2 Комментарий Гьятрула Ринпоче
Мы начнем с погружения в слияние с чистым иллюзорным телом, как гласит оригинальный текст: «Взирай затем на свое божественное тело, как на иллюзию, и, засыпая, со всей интенсивностью представляй это. Если во время сна начинают возникать формы свирепых зверей, огонь, наводнения и другие опасности, ощущая, что они не существуют в действительности, а лишь являются видимыми проявлениями, медитируй на них как на слившихся с твоим умом и на своем божественном теле, являющемся иллюзией». Здесь, как и раньше, вам необходимо молиться о том, чтобы ваша божественная форма в сновидении могла быть воспринята как иллюзия, и, засыпая, вам нужно медитировать на свое тело, имеющее божественную форму, молясь о том, чтобы оно предстало как иллюзия. В течение дня вы должны не только исполняться решимости осознать сны, но и постоянно повторять про себя: «Мне не достаточно просто осознать свои сны этой ночью, я должен также трансформировать божественную форму объекта медитации, чтобы она стала подобной иллюзии, казалась пустой и не вызывала привязанности».
Если во время ночного сна вы способны без каких-либо усилий превратить жуткий призрак или нечто другое, вызывающее ужас, в божественную форму (в божество), то это значит, что вы осуществили эту стадию практики. Это лучше всего.
Умение превращать ужасающий призрак в божественную форму - это прекрасное достижение. Если вы обнаруживаете, что не можете совершить это, то другим путем к этой способности будет опять же напоминание себе в течение дня: «Я уснул, мне снится сон. Все эти видимые проявления - лишь часть сновидения. Поскольку сновидения - это обманчивые проявления моего собственного ума, их можно изменить каким угодно образом (что подобно тому, что мы уже рассмотрели), и сейчас я превращу эти видимые проявления в форму божества». Размышляя таким образом, вы медитируете на преобразовании самого себя в божественную форму и тренируетесь в иллюзорном представлении, напоминающем сон. Для постижения иллюзорной природы вы можете медитировать на божественную форму, проявляющуюся подобно отражению в зеркале. Думайте о ней, как об отражении в зеркале или как об отражении луны на чистой глади воды. Представляйте, что она не имеет истинного независимого существования, что она пустотна и лишь сияет ясным светом. Думайте о том, что это и есть сама природа видимого. Благодаря тому, что в течение дня вы создаете эту привычку, снова и снова повторяя эти техники с использованием воображения, ночью вы также сможете укреплять свою привычку и способность не попадать под влияние страха в кошмарных снах. Вместо того чтобы испугаться, просто рассматривайте этот призрак как иллюзорную форму божества, в которой вы недавно практиковали.
Данная стадия тренировки в йоге сновидений прямо соотносится с бардо подлинной реальности, которое наступает после бардо умирания. После того как тонкий ум отделяется от тела, этот ум (который сейчас представляет собой ментальное тело) сам начинает проходить через промежуточное состояние, будучи отделенным от грубого физического тела. Однако он по-прежнему несет с собой некоторые ментальные впечатления. Поэтому, если посредством тренировки в йоге сновидений вы обретаете способность осознавания себя как иллюзорной формы божества, вы сможете затем умножить количество этих форм, создав бесчисленные миролюби-вые, могущественные или гневные воплощения - все, что захотите. Подобным образом в бардо все эти разновидности феноменальных проекций начнут возникать из вашего собственного ума. Они будут осознаны как проявления иллюзорной формы, и в этот момент весь страх исчезнет. В этом заключен ключ к освобождению в бардо подлинной реальности - в осознании того, что все является лишь проекцией собственного ума.
Вторая стадия этого слияния - слияние с ясным светом. Это просто углубление осознания природы ума. Как гласит оригинальный текст: «В течение дня размышляй следующим образом: «Это сон, это пустота, подобная бесконечному пространству». - И помести иллюзию в природу ясного света, который сам по себе пустотен и ясен, подобно бесконечному пространству. Из этого ясного пространства возникаешь ты сам в божественной форме, увеличивая количество этих форм, трансформируя их и так далее. Удерживай это осознание в течение всего дня, ни на что не отвлекаясь, ночью же приступи к выполнению непреложной сути наставлений, полученных из уст учителя». Для того чтобы слиться с ясным светом в состоянии сновидения, вам следует опять произносить особые молитвы, связанные с осуществлением определенных результатов: «Пусть я осознаю ясный свет, и пусть я появлюсь из этого ясного света в божественной форме единства».
Как вы можете видеть, тренировка в йоге сновидений соотносится с другими стадиями бардо, поскольку все они взаимосвязаны, являясь почти идентичными переживаниями. Фактически вы имеете дело с одним и тем же умом. Ум просто продолжает функционировать на различных промежуточных этапах. Вы уже прошли через переживания, которые схожи с бардо умирания и с бардо подлинной реальности, данная же стадия слияния с ясным светом напоминает бардо поиска нового рождения, в котором ум готов вновь принять воплощенную форму. Для того чтобы можно было пережить это сознательно в состоянии сновидения, из ясного света должна вновь появиться божественная форма. Ясный свет возникает из пустотной природы. Природой пустоты является сияние. Единство пустоты и сияния являет собой то, из семени чего рождается божественная форма. В контексте сказанного вам следует утвердиться в решимости достичь успеха и молиться со всей искренностью: «Сегодня ночью я помещу свое состояние сна в осознание ясного света и из этого ясного света я возникну в виде божества».
Независимо от того, в какой форме вы появитесь - в своей или в божественной, - если природа данного проявления и ум, производящий это проявление, будут наблюдаться, то они будут восприняты как иллюзия, и привязанность рассеется. Если вы наблюдаете и само видимое проявление, и ум, осознающий это проявление, и то, является оно чистым или нечистым, и если вы осознаете, что оба иллюзорны, привязанность автоматически исчезнет. В этом пространстве, в котором нет привязанности к субъективному «я» и к объективным явлениям благодаря медитативному постижению природы ума, ясный свет слияния проявится спонтанным образом. Это переживание возникает само по себе. Когда ум окончательно освобождается от концептуализации и двойственности, природа ума становится подобной бесконечному пространству. Эта бескрайняя природа пустотна, она лишена границ и ограничений, она лучезарна и предельно открыта. Вот таким образом вы получите переживание природы ума.
Когда вы пребываете в природе ума, иллюзорная форма возникает из ума подобно тому, как рыба внезапно появляется над поверхностью воды. Спонтанность вашей формы, видимой как иллюзорное божество, рождается ясной, пустотной природой ума так просто и неожиданно, как рыба выпрыгивает из воды. Направьте свой ум на крошечный излучающий свет слог А, который находится прямо в центре вашего сердца (сердцевина вашей сущности) и, поместив свое осознание в ясный свет, не допуская привязанности, напряжения и колебания, оставайтесь мягко и свободно в этом осознании до тех пор, пока не уснете. Если вы способны заснуть в этом состоянии, это будет соответствовать промежуточному состоянию между мыслями.
Между всеми образующимися мыслями, мгновение за мгновением, существует пустотное состояние, в котором ум пребывает в своем естественном состоянии. Это соответствует тому моменту, который наступает после того как вы засыпаете и до того как начинают возникать видимые проявления сна. Как только вы уснете и как только видимые проявления состояния бодрствования угаснут и прежде, чем начнут возникать видимые проявления сна, ваше переживание будет пустотным, ясным и открытым. Подобным образом во время смерти, когда элементы растворяются и тонкий ум отделяется от тела, перед вхождением в бардо подлинной реальности наступает переживание пространства. Именно в этот момент прекращаются видимые проявления прошедшей жизни. До того как начнут возникать видимые проявления бардо, существует лишь пустотное, открытое пространство. Это пространство вам и нужно актуализировать и затем удерживать. Каждое утро, когда вы просыпаетесь, это пространство вновь переживается вами. После того как видимые проявления сна прекращаются и до того как вы просыпаетесь, этот промежуточный момент являет собой пустотную, ясную природу. Осознайте его. Так же, в промежутке между мыслями, когда одна мысль уже исчезла, а другая еще не возникла, происходит проявление ясной, пустотной природы.
|